Географическая информатика для школьников

Геоинформатика, успешно интегрированная в географические и геоэкологические направления подготовки бакалавров и магистров, в последнее время всё активнее проникает и в среднее образование.

С развитием федеральной сети детских технопарков «Кванториум» географическая информатика также стала доступна школьникам благодаря программе «Геоквантум».

Преподавателями факультета географии и геоэкологии Тверского государственного университета была разработана авторская методика преподавания геоинформатики для учащихся тверского «Детского технопарка «Кванториум».

В качестве технологической базы использовалась облачная платформа ArcGIS Online, удачнее всего вписывающаяся в систему геоинформационного образования.

Вводная часть курса знакомит детей с современной географией, картографией и понятием географического пространства. Рассматривает роль данных дистанционного зондирования Земли, географических информационных систем, облачных и Интернет-технологии в формировании географических знаний.

Знакомство с функционалом ArcGIS Online проходит в виде игр. Так, для понимания изображаемых на космическом снимке географических объектов и развития навыков визуального дешифрирования, дети играют в «Угадай объект на снимке из космоса».

На экране поочерёдно открываются заранее приготовленные закладки на базовой карте «Изображение» (железнодорожный вокзал, завод, цирк, новый микрорайон и т.д.), а учащиеся угадывают географический объект. Преподаватель объясняет особенности изображения на космическом снимке; приводит дешифровочные признаки, по которым можно определить тот или иной объект.

Дети под руководством преподавателей изучают интерфейс облачной ГИС, функции поиска объектов по адресу, добавляют точечные, линейные и площадные объекты на web-карту, картографируя знакомые объекты (мой дом, моя школа) и маршруты (мой безопасный маршрут до школы):

Чтобы сделать обучение более увлекательным, темы для практических занятий выбирались с учётом интересов учащихся.  За основу были взяты приключенческие и фантастические произведения, в которых герои совершают вымышленные или реальные путешествия.

Примером фантастической тематики может служить web-карта, созданная ребятами по мотивам произведения Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит или туда и обратно», на базе которой были объяснены принципы добавления пользовательских условных знаков:

Для знакомства с картографической 3D-визуализацией и работой вьювера сцен было выбрано ещё одно литературное произведение – «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, – повествующее о захватывающем путешествии вдоль 37° ю. ш.

Параллельно с созданием 3D-модели школьникам рассказывалось о географии южного полушария: природных особенностях Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии, Атлантического и Индийского океанов.

Освоение принципов и методов создания карт-историй Story Map позволило ребятам прикоснуться к истории и географии родного города. На основе шаблона Map Tour были созданы картографические web-приложения «Достопримечательности центра Твери»:

Чтобы внести элемент соревновательности среди учащихся, в игровой форме проводились конкурсы на решение географических пазлов, разработанных преподавателями ТвГУ на базе технологий Esri.

Обязательной составляющей нашей программы стал географический подход к изучаемым феноменам. Подход, без которого невозможно формирование географического мышления и правильное понимание природных и общественных явлений и процессов.

Именно география наполняет ГИС целью и смыслом. И именно география помогает увидеть и понять то, что не видят другие. See what others can’t.

Авторы выражают благодарность Константину Нагорнюку за помощь в подготовке учебных материалов курса.