Банкиры могут только мечтать о сделке с несговорчивым технологическим магнатом

Джек Данджермонд на протяжении всей своей карьеры игнорировал рынки капиталов.

Преимущество этого подхода наглядно подтвердилось в прошлом месяце, когда такие технологические титаны как Джефф Безос и Марк Цукерберг потеряли приблизительно 33 миллиарда долларов за один день, когда индекс Nasdaq Composite показал самое большое падение за последние 7 лет.

Данджермонд, уютно расположившийся в зеленом калифорнийском городке Редландс, в котором также находится головной офис его компании Esri,  всех этих событий даже не заметил. «Рынки упали?» — спросил он. «Я не слежу за ними».

Его равнодушие подчеркивает уникальный путь, который прошла компания, основанная им совместно с его женой Лаурой почти 50 лет назад. Компания стала одной из самых успешных и при этом одной из наименее известных на рынке. Ее доход на территории США в этом году готов подняться на 9% до более чем 1 миллиарда долларов. Весь остальной мир, в котором компания также занимает существенную долю рынка, дает еще более 500 миллионов долларов выручки.

Компания Esri, название которой расшифровывается как Environmental Systems Research Institute, почти не привлекает внимание прессы, потому что Данджермонд никогда не выходил на фондовые рынки, избегал привлечения венчурного капитала, кредитов и регулярных выплат дивидендов.

Главный секрет

Чета Данджермонд говорит, что у них нет планов по продаже компании, которая по оценкам Bloomberg стоит более 6 миллиардов долларов. Джек Данджермонд отвергает все эти расчеты, говоря, что они не миллиардеры, потому что Esri никогда не оценивалась как публичная компания и не является ей. И хотя это может смущать банкиров и финансистов, он утверждает, что именно такой подход имел решающее значение для успеха компании.

«Люди иногда интересуются приобретением нашей компании или наших активов, но они на самом деле не понимают, что такое Esri», говорит Данджермонд, настаивая на том, что он не имеет планов по продаже компании или уходу на пенсию. «Большинство компаний гонится за ростом доходов и прибыли, потому что они должны платить дивиденды своим акционерам. Один из ключевых секретов нашей компании — это реинвестирование доходов в собственный бизнес.»

Этот подход сделал Esri лидером на рынке ГИС за счет предоставления продвинутых инструментов картографирования, которые помогают в повседневной работе государственным органам, частным компаниям и некоммерческим организациям.

Несмотря на малую известность компании за пределами ГИС сообщества, ее влияние на современную жизнь  весьма значительно. Государственные структуры являются крупнейшими заказчиками и дают примерно 55% доходов на рынке США. Если вы когда нибудь посещали кубок Super Bowl или ездили на велосипеде по Нью Йорку или летали на самолете, есть шанс что программные продукты Esri незаметно влияли на места размещения точек досмотра, велодорожек или гейтов в которых обслуживаются самолеты.

Вспышка Эболы

По словам Данджермонда, Esri помогает государственной Почтовой службе США (USPS) оптимизировать маршруты курьеров и экономить порядка 400 миллионов долларов каждый год. Нефтяные компании ищут места для бурения с помощью продуктов Esri, правоохранительные органы используют их для оценки угроз. Всемирная Организация Здоровья опиралась на карты и технологии Esri при решении задач минимизации последствий вспышки Эболы в Западной Африке в 2014 и 2015 годах.

Носящий очки Данджермонд — рок звезда мира ГИС. На наших глазах два посетителя кампуса Esri поймали  его и попросили сфотографироваться вместе, в то время как он проходил рядом с кафе, а ежегодная конференция пользователей компании ежегодно привлекает более 18 тысяч посетителей гостей.

«Рынок ГИС оценивается в 3 миллиарда долларов ежегодно и доля Esri на нем составляет примерно 40%», говорит Энди Шатха из ARC Advisory Group, консалтинговой компании, которая специализируется на высокотехнологичных рынках. «Они — основной игрок».

Расходы на исследования и разработку

Доминирующее положение обходится довольно дорого. Каждый год компания инвестирует примерно 350 миллионов долларов в развитие программных продуктов. Например, в продукты, которые умеют получать и анализировать тысячи сообщений, полученных от сенсоров измеряющих текущую загруженность дорог.

Подобные расходы могут вызвать недовольство акционеров в публичных технологических компаниях. Согласно отчету PricewaterhouseCoopers: Alphabet Inc, Amazon Inc. и Apple Inc. инвестируют в R&D примерно 15, 13 и 5 процентов выручки, соответственно.

Подход к инвестициям Esri — это яркий пример того, чем частные семейные компании могут отличаться от публичных компаний, особенно в том случае, если им не нужно привлекать займы и выходить на фондовые рынки.

«Есть очень большие отличия в горизонте планирования», говорит Чарльз Левенгаупт, главный исполнительный директор Lowenhaupt Global Advisors. «Семейный бизнес может смотреть и смотрит вперед на срок от 5 до 100 лет, и это не предел. Они являются очень существенной частью экономики, но их трудно отслеживать, потому что они не занимают деньги».

Данджермонд никогда не занимал деньги, за исключением 5000 долларов, которые взял в долг у матери, когда он и Лаура начинали свой бизнес. Они арендовали печатную машинку,  копировальное устройство и обосновались в их родном городе Редландс, который находится примерно в часе езды от Лос-Анджелеса.

Поворотный момент

Продажи шли не очень хорошо.

«Долгое время мы едва сводили концы с концами», — говорит Лаура Данджермонд. «Я годами не получала зарплату».

Поворотный момент настал примерно через десять лет консультирования и проектной работы, когда заказчики стали спрашивать, где они могут купить программное обеспечение для создания карт?

Данджермонды продолжали идти своим особым путем, когда платили работникам почасовую зарплату и не предлагали  вознаграждения в виде процента от продаж даже сотрудникам, которые непосредственно ими занимались.

При этом они не слишком озабочены перспективой конкуренции с гигантами, такими как Google, который недавно начал проявлять интерес к этому сегменту рынка.

«У них больше денег, чем у всей Южной Америки», — говорит Данджермонд. «Поэтому они могут делать все, что хотят, но нас это не смущает, мы за прошедшие 50 лет сталкивались с множеством конкурентов.»

Ссылка на оригинал статьи