Длинные выходные почти наступили! Самое время для прогулок на свежем воздухе и общения с семьей, а если в семье есть маленькие детишки, то можно позабавить их увлекательной игрой с помощью мобильных решений ArcGIS. Еще с прошлой весны в моих черновиках висит сообщение о том, как можно на практических примерах знакомить детей с геоинформационными технологиями, учить ориентироваться на местности и просто попытаться объяснить принцип работы сложных устройств на простых примерах. Пришло время опубликовать эту записку!

Сфера моей профессиональной деятельности далека для моих родных, но возможности геоинформационных систем, простота многих ГИС-приложений позволяют воспользоваться ими людям других профессий или даже детям. Это навело меня на мысль проведения небольшой игры для племянников. Я решил устроить им небольшую полевую игру, в которой детишки должны были, используя карту на мобильном устройстве и спутниковую навигацию, найти заранее спрятанные подарки.

Для проведения такой игры мне понадобилось:
1. Установить на свой планшет мобильное приложение Collector for ArcGIS со следующими опциями:

  • сохранения карты-подложки — космической съемки на устройство
  • редактирования данных без подключения к интернету, т.к. мобильного интернета у меня на устройстве нет.

Посмотреть видео по работе с Collector for ArcGIS можно в коротком видео

2. Во время установки мобильного приложения я открыл браузер на своем домашнем ноутбуке, где через интернет подключился к ArcGIS Online и подготовил через обычный браузер заготовку карты (веб-карту), которая включала базовую карту с космической съемкой и один точечный слой с несколькими столбцами, куда я в дальнейшем заносил информацию о метках.

3. Далее веб-карта была далее загружена на планшет по wi-fi из дома.

Купив небольшие подарки, я отправился за пределы города. В это время в приложении Collector for ArcGIS я отслеживал свое местоположение и корректировал свой маршрут, чтобы добраться до места, где я планировал спрятать подарки. Мой планшет, как и другие современные смартфоны и планшеты, принимает сигнал не только со спутников GPS, но и ГЛОНАСС, на открытой территории зона видимости навигационных спутников хорошая, поэтому точность определения моего местоположения была максимально возможной для подобного типа устройств.

Спрятав подарки, я добавил точку расположения этого тайника и описание места, а также ряд других точек с подсказками, чтобы игра получилось более длительной и увлекательной. Вернувшись домой, моя информация о местоположении тайника и точек-подсказок была синхронизирована с основной веб-картой в браузере, т.к. мой планшет попал зону действия wi-fi. Ну а дальше детишки изучили космический снимок. Многие крыши наших домов цветные, а снимок базовой карты ArcGIS Online детальный, поэтому у старшего племянника сложилась ясная картинка направления движения, взяв планшет, мы выдвинулись на поиски клада.

По пути, конечно, стоило рассказать о том, как на планшете появляется стрелка, указывающая направление движения и текущее местоположение.

Дойдя до обозначенной на карте первой подсказке, дети принялись за поиски этой подсказки и определения места следующей. Ошибка определения местоположения составляла около 5 метров, поэтому все места они нашли быстро, да и к каждой точке мною было добавлено описание, а при необходимости можно было бы добавить и фотографию.

Детям такая игра очень понравилась, да и обращаться с приложением им было просто, а на обратном пути мы еще измеряли пройденные расстояния и вычисляли площади детских городков и домов.

Вот такой ArcGIS — с одной стороны сложная геоинформационная платформа, но с некоторыми ее компонентами могут совладать даже дети!