В начале 2014 года на кафедре 604 «Системный анализ и управление» Аэрокосмического факультета Московского авиационного института началось использование учебного комплекта программного обеспечения ArcGIS для преподавания ГИС.

Следует отметить, что ГИС читается на кафедре уже давно, но ранее оборудованного полным набором геоинформационного программного обеспечения учебного класса не было. Теперь есть учебная лаборатория, оснащенная настольными рабочими местами с установленным ПО ArcGIS for Desktop, сервером с ArcGIS for Server, интерактивной доской и многим другим. Есть в МАИ и облачная ГИС-платформа ArcGIS Online с помощью которой был сделан геопортал с доступом для преподавателей и студентов и из дома.

Очень быстро облачная ГИС-платформа ArcGIS Online стала востребованным в учебном процессе компонентом ArcGIS. С помощью ArcGIS Online выполняются самостоятельные работы студентов, проводятся некоторые лабораторные работы, демонстрируются возможности ГИС, осуществляется централизованный доступ к учебным материалам и данным.

Каждый студент получил свой аккаунт в подписке с определённым набором прав для выполнения самостоятельных работ дома и подготовки проектов к зачету.

В апреле этого года была проведена первая лабораторная работа по ГИС на открытом воздухе. Цель лабораторной работы была познакомиться с полевым сбором пространственных данных. Большинство студентов (90%) владеют современными смартфонами, что позволило установить на их телефоны мобильное приложение для сбора данных — Collector for ArcGIS, входящее в ArcGIS Online. Этим приложением ребята и пользовались.

В лабораторной работе две команды должны были выполнить инвентаризацию объектов (урны, скамейки, стенды, велопарковки), нанеся объекты на карте, добавив их фотографии и описания. Результаты работы были проанализированы на настроенном приложении для мониторинга и анализа — Operations Dashboard, являющимся частью ArcGIS Online.

Лабораторная работа выполнялась в два этапа:

  • В компьютерном классе студентами была подготовлена схема данных и выбраны собираемые объекты (урны, скамейки, стенды, велопарковки). Совместно с преподавателем студенты определили необходимое кол-во векторных слоев и их тип, определили набор полей и их формат и др. Модель была зарисована на доске. Далее с использованием программного обеспечения ArcGIS for Desktop продуманная модель была реализована в виде файловой базы геоданных с одним точечным классом пространственных объектов. Подготовленная модель была опубликована в виде редактируемого сервиса объектов на ArcGIS Online. Данный сервис использовался студентами для онлайн добавления данных во втором этапе работы с использованием собственных смартфонов.
  • Вторым этапом был непосредственно полевой сбор данных. Студенты разбились на две группы (парни и девушки) и выполнили сбор намеченных объектов на территории МАИ и прилегающего студенческого городка
     

    Приведем выводы, записанные на геопортале МАИ для данной лабораторной работы.

    Выводы: в лабораторной работе приняли участие 7 человек, при этом сбор данных осуществлялся 5 студентами. Студенты были разделены на команды (Девушки и Ребята). Всего было собрано 108 объектов (урны, скамейки, стенды, велопарковки). За 1.5 часа 5 студентов смогли обследовать около 266 000 кв.м. площади. Погрешность определения местоположения менялась от 5 до 15 метров — данная граница устанавливается на мобильном приложении и может быть уменьшена при наличии устойчивого навигационного сигнала и достаточного количества космических аппаратов в зоне видимости.